Адаптация к жизни в воде
У дышащих легкими четвероногих пресмыкающихся, переселившихся с суши в воду, значительно изменилась не только форма тела, но и поведение. Однако подобные перемены протекали у представителей различных групп пресмыкающихся по-разному.
По скольку на суше пресмыкающиеся, можно сказать, процветали, тем более удивительно, что многие из них переселились в море. Впрочем, эволюция действовала не в одном-единственном направлении, и уж коль изменения в ней обернулись определенными преимуществами, значит, это было оправдано. Для морских пресмыкающихся главное такое преимущество обусловливалось борьбой за пропитание, поскольку питаться на суше им становилось все труднее. Предки современных черепах покинули сушу одними из первых, а за ними последовали и представители других групп. Среди переселенцев не было динозавров, хотя многие из них умели плавать.
Обтекаемая форма.
Пястные и запястные кости игуанодона (слева на рисунке) и ихтиозавра (справа). У ихтиозавра появилось множество дополнительных костей, придавших его плавникам больше гибкости.
Для наземных животных главную трудность представляла сила тяжести, а не сопротивление воздуха. Здесь животным помогала вода, обладающая выталкивающей силой, и под и под ее действием они весили очень мало либо совсем ничего. Но как только животные начинали двигаться, то испытывали на себе другую силу-сопротивление воды.И чем быстрее они плыли, тем больших усилий им стоило преодолеть эту силу. Наилучший способ уменьшить сопротивление воды-обрести обтекаемое тело, что все морские пресмыкающиеся и сделали еще в самом начале своей эволюции. Черепахи «отрастили» себе гладкий панцирь, а у плиазавров вытянулась голова и укоротилась шея. Но больше всех остальных доисторических морских пресмыкающихся в этом смысле преуспели ихтиозавры.У них была клювовидная морда и торпедовидное тело, что позволяло им плавать так же быстро, как дельфины. Помимо формы тела, морские пресмыкающиеся различались по стилям плавания. Одни плавали, извиваясь, как змеи, другие-стрелой, помогая себе ластами и хвостом, но и тех и других объединяло одно общее свойство — увеличенное число фаланг, или костей, образующих пальцы передних и задних лап. У типичных сухопутных пресмыкающихся, таких, как ящерицы, в каждом пальце насчитывается по четыре фаланги, как, впрочем, и у людей. А у морских пресмыкающихся-по семнадцать, не считая дополнительных пальцев на передних и задних конечностях.Все кости были соединены прочными связками, благодаря чему задние лапы у пресмыкающихся превратились в плавники или ласты. Подобное увеличение числа фаланг на пальцах называется гиперфалангией. Через миллионы лет после того, как большинство морских рептилий вымерло, точно такие же адаптивные признаки стали развиваться у китообразных-группы млекопитающих, включающей в себя современных дельфинов и китов.
Возвращение на воздух.
Несмотря на значительные формы тела, морские пресмыкающиеся дышали воздухом.В самом деле, пожалуй, то было единственное неудобство, которое в процессе эволюции не удалось преодолеть ни морским пресмыкающимся, ни морским млекопитающим. Вместо того чтобы сменить легкие на жабры, морские пресмыкающиеся постепенно выработали более эффективные дыхательные приспособления. Первое, и самое простое, заключалось в том, что ноздри у морских пресмыкающихся сместились на вершину головы или на темя и в них появились закрывающиеся клапаны. Другим приспособлением было второе небо-клапан в задней части ротового отверстия, перекрывавший трахею. Это новшество оказалось жизненно важным, поскольку у морских пресмыкающихся не было губ, и, следовательно, они могли выпускать изо рта воду. А ротовой клапан как раз не пропускал воду в трахею и легкие. С помощью двух этих приспособлений морские пресмыкающиеся, вдохнув на поверхности воздух, погружались затем на глубину в поисках добычи. Никто не знает, как долго они могли находиться под водой, хотя не исключено, что столько же, сколько крокодилы. В периоды активности крупные виды всплывают на поверхность едва ли не каждые 5-10 минут, при том что они могут оставаться под водой в состоянии покоя несколько часов к ряду. В доисторические времена самыми глубоководными ныряльщиками были ихтиозавры, причем некоторые из них, такие, как офтальмозавры, могли находиться под водой больше часа, и значительно меньше, когда они быстро плыли.
На этом изображении скелета самки ихтиозавра воспроизведен процесс родов. Новорожденный появляется на свет хвостом вперед, а голова его частично скрыта за задними плавниками матери.
Яйцекладущие или живородящие?
За исключением необходимости дышать воздухом, ихтиозавры были идеально приспособлены к жизни в море. Судя по остаткам, они были живородящие, а значит, у них не было никакой надобности выходить на сушу, в то время как остальные морские пресмыкающиеся, очевидно, выводили потомство на берегу. С другой стороны, ученым ни разу ни разу не попадались остатки новорожденных особей в материнской утробе или в зародышевом состоянии внутри яиц.По этому палеонтологам остается лишь догадываться о том, как эти животные воспроизводились. Не исключено, что представители мелких разновидностей откладывали яйца на берегу, как современные черепахи. А что до особей гигантских видов, таких, как китообразный лиоплевродон, то они были неспособны на такое просто физически. И большинство ученых полагают, что такие животные наверняка были живородящими, а не яйцекладущими.
На этом «родословном дереве» представлены основные группы морских пресмыкающихся. Некоторые из них вымерли задолго до полного исчезновения динозавров в конце мелового периода.